Разработка и внедрение правил и регулирование в сфере искусственного интеллекта
Разработка и внедрение правил и регулирование в сфере искусственного интеллекта (ИИ) стали одними из ключевых вопросов в современном мире. Различные страны активно работают над созданием правил и нормативов, которые бы обеспечивали эффективное функционирование ИИ и одновременно гарантировали безопасность и соблюдение интересов общества и бизнеса.
Китай
В Китае, например, процесс разработки правил для ИИ проводился в сотрудничестве с представителями правительства и крупными компаниями, которые играют важную роль в данной отрасли. Перед введением правил были организованы консультации с различными компаниями, и акцент делался как на содержании правил, так и на их форме. Главной целью было создание таких нормативов, которые бы не угрожали развитию ИИ в стране и не приводили к снижению конкурентоспособности китайских компаний на мировой арене. Стоит отметить, что изначально планировалось ввести штрафы для злостных нарушителей, которые могли достигать до $14 000. Однако, в финальной версии правил эти штрафы были исключены. Вероятно, это решение было связано с опасениями, что высокие штрафы могли бы серьезно поставить под угрозу небольшие стартапы, которые активно вносили свой вклад в развитие ИИ. Это также могло бы отразиться на общей конкурентоспособности страны.
Кроме того, Китай выразил намерение поощрять инновационное использование генеративного ИИ в различных отраслях, а также поддерживать промышленные организации, образовательные и исследовательские институты, и другие учреждения, активно работающие в этой области.
Европейский Союз (ЕС)
В ЕС около 50 представителей ИИ-отрасли, включая бизнесменов и сотрудников научно-исследовательских организаций, подписали меморандум, в котором призывают чиновников ЕС расширить свой законодательный каркас в области ИИ. Среди предлагаемых мер есть идентификация разработчиков. Однако существуют опасения относительно негативных последствий такого правила. В частности, раскрытие личных данных отдельных участников ИИ-индустрии может привести к их переманиванию конкурентами компаний, где они работают. Это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на компаниях, потерявших ценных специалистов, что может повлиять на их исследования и разработки.
В ЕС также приняли проект закона, предусматривающий ограничение использования программного обеспечения для распознавания лиц, обязательный анализ рисков при разработке различных ИИ-технологий и усиленный контроль за конфиденциальностью данных.
США
В Соединенных Штатах пока что разработана лишь основа федеральной политики в области ИИ. Этот документ также предусматривает идентификацию специалистов, занимающихся обучением алгоритмов. В случае принятия предложений составителей законопроектов, независимые эксперты получат возможность проверять и тестировать новые технологии различных компаний перед их массовым внедрением.
Стоит отметить, что пока ни в США, ни в ЕС не было принято законодательство, обязывающее как-либо маркировать контент, созданный с использованием нейросетей. Возможно, такой закон может быть принят в будущем.
Россия
В России также рассматривается вопрос о маркировке контента, созданного при помощи ИИ. Кроме того, в августе 2020 года была утверждена концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники на период до 2024 года. В данной концепции обсуждаются различные аспекты работы с ИИ, особое внимание уделяется информационной безопасности и оценке рисков и перспектив использования этих технологий в различных сферах науки и техники.
Итак, разработка правил и регулирование в области искусственного интеллекта находятся на активной стадии развития в разных странах, и каждая из них стремится найти баланс между поддержкой инноваций и обеспечением безопасности и конфиденциальности данных.