Смарт-Тюрьма: Финляндия использует Искусственный Интеллект для Реабилитации Заключенных
В статье о румбах было замечено, что стартапы в области искусственного интеллекта из США и Европы привлекают дешевую рабочую силу из Венесуэлы, Филиппин и африканских стран для выполнения задач по аннотации изображений и обучения искусственного интеллекта. Их прозвали "плантациями 21 века": люди из самых бедных стран превратились в прибыльных рабочих, аннотирующих изображения за копейки в час.
Этот вид "рабского" труда используется многими технологическими стартапами, в основном через посредников, таких как Scale AI, Appen, Spare 5 и Hive Micro. ChatGPT также был обучен дешевыми сотрудниками, многие из которых едва ли могли читать. Эта низкооплачиваемая работа особенно востребована в области лидаров и разработки беспилотных транспортных средств. Вся индустрия "аннотации данных" теперь оценивается в десятки миллиардов долларов; только Scale AI оценивается примерно в 7,3 миллиарда долларов.
Теперь у этих работников появились конкуренты. Возможно, более этичные (хотя это остается на ваше усмотрение). Финляндия решила не нанимать случайных людей из Венесуэлы и Африки, а придумала создать стартапы прямо в своих тюрьмах.
Недавно журналисты из Wired посетили одну из таких тюрем.
Тюрьма с комфортом
Хямеенлинна - одна из трех финских тюрем, где заключенные могут добровольно зарабатывать деньги, работая с данными. Здесь нет строгих сроков и задач. Оплата происходит почасово, не зависит от качества или скорости, так что можно работать на свое удовольствие. В Хямеенлинне около 20 заключенных попробовали так работать, и в конечном итоге остались лишь трое. Несмотря на все, эта работа не очень популярна среди местной общественности. В швейной мастерской всегда больше женщин. Заключенные говорят, что им скучно просто сидеть и отвечать на вопросы в программе. Более того, в процессе такой работы невозможно пообщаться с кем-либо.
"Мне бы хотелось делать это в группе", - говорит Мармелад, добавляя, что она держит дверь открытой, чтобы, отвечая на вопросы, можно было пообщаться хотя бы со слышащими женщинами в соседней комнате.
В офисе, находящемся в 100 километрах к югу от тюрьмы, в шикарном коворкинге в Хельсинки, сидит высокий, красивый блондин. Этот молодой парень - Юсси Вирнала, основатель и генеральный директор Metroc. У него захватывающая неделя. Его компания только что объявила о завершении раунда финансирования, собрав 2,2 миллиона долларов от инвесторов для расширения в другие страны Северной Европы. Он говорит, что финансисты, с которыми он разговаривал, были очень заинтригованы связью компании с финскими тюрьмами. "Все были заинтересованы и возбуждены этим инновационным способом достижения результатов." При расширении в Швецию и Норвегию стартап собирается использовать тот же метод для обучения своих моделей искусственного интеллекта.
Идея обратиться к тюрьмам за рабочей силой пришла Вирнале, когда он понял, что компании действительно нужны носители финского языка. Однако, если они начнут нанимать сотрудников для улучшения языковой модели, они быстро разорятся. Если арендовать для них офисы, платить за страховку и еду, уплачивать все налоги, давать деньги за транспорт и так далее, поддержание сотен таких работников будет стоить больше, чем весь годовой доход их компании.
В высокооплачиваемой экономике, такой как Финляндия, почти невозможно найти сотрудников, даже уборщ