Минэкономразвития признало результаты ИИ интеллектуальной собственностью

Минэкономразвития России предложило порядок ведения реестра интеллектуальных результатов, созданных с использованием ИИ. Реестр будет содержать названия и информацию о правообладателях. Приказ может вступить в силу в начале января 2025 года. Вопросы об интеллектуальной собственности ИИ остаются дискуссионными
Новости 2024 09 27

Минэкономразвития признает право на результаты ИИ

Министерство экономического развития России ведет работу над проектом приказа, который нацелён на упорядочение правового статуса результатов интеллектуальной деятельности, созданных с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ). В рамках данного проекта предлагается создать реестр, в который будут внесены наименования этих результатов, а также указаны их правообладатели. Основной целью инициативы является обеспечение правовой охраны для произведений, разработанных в условиях экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, что позволит формализовать и защитить интеллектуальную собственность, связанную с работой ИИ.

Этот шаг подчеркивает стремление России адаптировать законодательство к современным реалиям, где новые технологии все чаще становятся основой для создания оригинальных продуктов и услуг. Предполагается, что итоговый приказ вступит в силу в январе 2025 года, если пройдет все этапы согласования и общественного обсуждения. Важно отметить, что такой подход может способствовать не только защите прав разработчиков, но и стимулированию инновационного развития в стране.

Особенности и исключения

Проект приказа Министерства экономического развития Российской Федерации устанавливает уникальные особенности применения эксперимента в правовом регулировании цифровых инноваций. Важно отметить, что данный проект касается лишь определённой сферы – цифровых технологий, исключая финансовый рынок. Это свидетельствует о целенаправленном подходе к формированию регуляторной среды для стимулирования инноваций в IT-секторе, подчеркивая значимость технологий в развитии экономики.

Реестр результатов интеллектуальной деятельности будет вестись в электронном виде, что предполагает упрощение доступа к информации и прозрачность процессов. Однако однозначно исключить информацию из реестра невозможно, что нацелено на создание стабильного правового фундамента. Интересно, что в международной практике, например, в Австралии, подход к правам интеллектуальной собственности, созданной с помощью ИИ, значительно отличается и более строго регламентирован, что подчеркивает проблемы правовой регуляции на глобальном уровне.

Комментарий эксперта

Юрист, специализирующаяся в области интеллектуальной собственности, акцентирует внимание на потенциальной двусмысленности формулировки приказа Минэкономразвития. Он подчеркивает, что в контексте документа правовая охрана предоставляется не искусственному интеллекту как таковому, а результатам, созданным с его помощью.

Это разграничение имеет ключевое значение, так как оно указывает на то, что в текущий момент ИИ не рассматривается как субъект правовых отношений. На практике это означает, что подразумевается, что все результаты интеллектуальной деятельности, которые генерируются ИИ, по-прежнему требуют человеческого авторства для получения правовой защиты.

Таким образом, проблема правового статуса работ, созданных средствами ИИ, по-прежнему остается открытой и требует дальнейшего обсуждения и разработки специального регулирования.

Исторический контекст и связь с ФЗ

В Федеральном законе № 123-ФЗ от 24 апреля 2020 года был представлен концептуально важный подход к определению искусственного интеллекта, который понимается как комплекс технологических решений, способных имитировать когнитивные функции человека. Это определение подчеркивает ключевые характеристики ИИ, такие как самообучение и возможность находить решения без заранее заданного алгоритма.

Однако, несмотря на столь детальное описание, закон не вводил новых норм, касающихся правовой охраны самих технологий ИИ. Целью данного законодательства было создание подходящей среды для разработки и внедрения ИИ, обеспечивая поддержку и стимулы для инноваций в этой области. Это привело к формированию правового пространства, в пределах которого развивались технологии, но оставалось неясным, каким образом будут регулироваться результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ.

В результате, без дальнейших коррекций в действующем законодательстве, вопрос о правовой защите контента, созданного ИИ, остается открытым и требует дополнительного правового осмысления.

Проблема контента

Вопрос правового статуса контента, созданного искусственным интеллектом (ИИ), остаётся открытым и вызывает значительные споры среди юристов и специалистов в области интеллектуальной собственности. На данный момент законодательство остается в тени: автором результата интеллектуальной деятельности может быть только человек, что ставит перед обществом и правозащитниками ряд проблем.

Основной проблемой является то, что, несмотря на всё большее внедрение ИИ в творческие процессы, отсутствует четкая правовая основа для определения авторства, если результатом труда становится произведение, созданное машиной.

Владельцы ИИ-технологий стараются найти выход из ситуации, вводя собственные условия использования создаваемых материалов. Однако такие договорные ограничения не обеспечивают надёжной защиты прав как создателей технологий, так и пользователей конечного контента. Это создает неопределённость, в которой многие разработчики и креаторы могут оказаться в сложной ситуации, когда необходимо решить, кто же на самом деле является собственником результата – разработчик ИИ, пользователь или никто из них.

В силу отсутствия специального правого регулирования, любые попытки определить авторские права на сгенерированный контент вызывают загадки и риски, которые остаются нерешенными.

Заключение

Обсуждения вокруг признания результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых искусственным интеллектом, выходят за рамки простого юридического регулирования и требуют глубокого анализа. Текущий проект приказа Минэкономразвития представляет собой шаг к формализации правовой охраны таких результатов, однако многие аспектам остаются неучтенными. В частности, неясно, как именно будут определяться авторские права на материалы, созданные ИИ.

Хотя терминология и рамки, предложенные федеральными законами, выделяют ИИ как технологическое решение, остаются пробелы в отношении правовой защиты результатов его работы. Существующая практика предполагает, что автором творческого результата может быть лишь человек, но это положение вызывает растущие вопросы в контексте стремительного развития технологий. Надежное законодательство в этой области необходимо для создания ясных правил и условий, обеспечивающих защиту как творцов, так и пользователей интеллектуальной собственности, заданной посредством ИИ.

Важно учитывать интернациональный контекст, ведь в других странах подходы к правам на результаты, созданные машинами, существенно отличаются.

Поиск